«Особенности в проведении антинаркотических профилактических бесед с несовершеннолетними с учётом их возрастных особенностей»

Злоупотребление психоактивными веществами является одной из наиболее острых социальных проблем современного российского общества. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Основной возраст первого знакомства с наркотиками — 11-17 лет. Участились случаи приобщения к наркотическим и другим психоактивным веществам детей 8-10 лет.

Установлено, что чем раньше произошло приобщение к наркотику, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании как болезни, тем серьезнее последствия ее негативного воздействия (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний), и тем меньше эффективность реабилитационных программ. Поэтому профилактическую работу необходимо проводить до наступления критического возраста, то есть не позднее чем в младшем школьном возрасте.

Зачастую взрослые считают, что их дети ничего не знают об одурманивающих веществах – алкоголе, никотине и тем более о наркотиках. «У нас в семье никто не пьет, не курит, поэтому нашему сыну (дочери) это не грозит» — так порой рассуждают папы и мамы. Нередко и педагоги «благополучных» школ убеждены, что их воспитанники ограждены от вредных влияний. Но так ли это на самом деле? К сожалению, сегодня нельзя защитить детей от подобного рода информации — они видят на улице и по телевидению как употребляют одурманивающие вещества, слышат разговоры взрослых, видят курящих и выпивающих (пусть по праздникам) родителей. Поэтому очень важно дать им правильную установку, представление о том, что «хорошо», а что «плохо» задолго до того, как возникает опасность первого опыта или реального знакомства ребенка с одурманивающими веществами.

Многие взрослые-учителя, родители опасаются, не вызовет ли раннее общение к этой теме нездоровый интерес ребенка, сумеют ли дети разобраться в далеко не простых вопросах. Действительно, очень важно, чтобы эта работа соответствовала возрасту ребенка и социальной ситуации развития. Как же строить такой разговор с ребенком – разговор о наркотиках. Попробуем разобраться.

Общение с детьми 4-5 лет

Психологические особенности возраста:

Взгляды и привычки, которые формируются в этом возрасте у детей, оказывают важное влияние на решения, которые они будут принимать, став старше. В этом возрасте они и хотят услышать ваше мнение о том, что такое хорошо, что такое плохо. Хотя они уже достаточно большие для того, чтобы понимать, что курение для них плохо, они еще не готовы к восприятию сложных фактов об алкоголе, табаке и других наркотиках.

В разговоре

— Расскажите, почему детям нужна здоровая пища. Попросите ребенка назвать несколько любимых продуктов и разъясните, как эта пища способствует поддержанию здоровья и силы.

-Выделите регулярное время, когда вы можете все свое внимание уделять вашему ребенку. Сядьте на пол и поиграйте с ребенком, узнайте о том, что ему нравится и не нравится, дайте ему понять, что вы любите его. Тем самым вы создадите прочные отношения доверия и привязанности, которые позволят облегчить решение не употреблять наркотики в грядущие годы.

— Установите такие принципы, как необходимость играть честно, делиться игрушками и говорить правду, чтобы дети знали, какого рода поведения вы от него ожидаете.

— Поощряйте вашего ребенка следовать указаниям и задавать вопросы, если он не понимает указания.

— Если у вашего ребенка что-то не получается в процессе игры, воспользуйтесь этим для развития навыков преодоления проблем. К примеру, если башня из кубиков все время падает, проработайте вместе, чтобы найти возможные решения. Превращение негативной ситуации в успешную укрепляет уверенность ребенка в собственных силах.

— По возможности разрешайте вашему ребенку выбирать, что одевать. Даже если одежда не совсем выдержана в цветовой гамме, вы развиваете способности ребенка к принятию решений.

 — Укажите на ядовитые и вредные вещества, которые обычно находятся дома, и прочитайте вслух предупреждающие этикетки на продуктах. Поясните детям, что на всех «плохих» лекарствах имеются предупреждения об опасности попадания их внутрь организма человека, а потому можно есть или нюхать только пищу или прописанное лекарство, которое ему дают родители.

Разъясните, что лекарства могут помочь тому, для кого они предназначены, и повредить любому другому, особенно детям.

Общение с детьми 6-8 лет.

Психологические особенности возраста.

В этом возрасте ребенок обычно демонстрирует растущий интерес к миру, находящемуся за пределами семьи и дома.

Изменяется его социальный статус – он становится сначала дошкольником, а потом школьником.

Авторитетом для него теперь является учитель, воспитатель, тренир.

В разговоре:

— Расскажите, что любое вещество, которое человек принимает внутрь, отличное от пищи, может быть крайне вредным.

— Поясните, как наркотики мешают работе организма и могут привести к очень плохому самочувствию человека или даже вызвать смерть.

— Разъясните понятие привыкания – что употребление наркотика может стать вредной привычкой, от которой трудно избавиться. Похвалите ваших детей за хороший уход за своим телом и неупотребление того, что им может повредить.

Дети должны понимать:

-как отличаются друг от друга продукты питания, яды, лекарства и наркотики;

— что лекарства, прописанные врачом и принимаемые под руководством взрослого, могут помогать в период болезни, но могут быть вредными при неправильном употреблении, и поэтому детям нужно держаться подальше от неизвестного вещества или емкости;

— почему взрослые могут пить алкоголь, а дети не могут, причем даже в небольших количествах.

 Общение с детьми 9-11 лет

Психологические особенности возраста

С детьми этого возраста можно провести более сложное обсуждение того, почему людей привлекает алкоголизм и наркотики.

Вы можете воспользоваться их любопытством по поводу серьезных травмирующих событий жизни людей (типа автомобильной аварии или развода), чтобы обсудить вопрос о том, что алкоголизм и наркотики могут стать причиной этих событий.

Кроме того, дети этого возраста любят узнавать различные факты, особенно странного рода. Дети этой возрастной группы могут сильно заинтересоваться тем, как алкоголь  и наркотики действуют на мозг или организм наркомана. Поясните, как любое вещество, принятое в излишнем количестве, может стать опасным.

В это время крайне большое значение приобретают друзья, положение в группе сверстников и восприятие себя другими как «нормального». Дети покидают свое узкое и лучше защищающее окружение и вступают в более многочисленную и более разобщенную группу друзей.

Старшие дети могут познакомить вашего ребенка с табаком, алкоголем, наркотиками. Исследования показывают, что чем раньше дети начинают употреблять эти вещества, тем больше вероятность возникновения серьёзных проблем.

Ребенок должен знать:

-Непосредственное воздействие приема алкоголя, табака и наркотика на организм, включая опасность наступления комы или смертельной передозировки.

-Как и почему может возникнуть привыкание к наркотикам и как они могут приводить к потере контроля над своей жизнью.

— Причины того, почему наркотики особенно опасны для растущего организма, семьи.

В разговоре:

-Отрепетируйте возможные сценарии, при которых друзья предлагают алкоголь, табак и наркотики, пусть ваши дети поучатся произносить это с  чувством «Это очень вредно!» .

— Разрешите им сослаться на вас «Меня родители дома убьют, если я выпью пива», «Не хочу расстраивать своих родителей» — вот одна из главных причин отказа от употребления наркотиков, которые приводят дети этого возраста.

-Обсудите, как реклама, песенная лирика и телепередачи бомбардируют их идеями  о том, что употребление выглядит шикарно. Убедитесь, что дети способны отделять мифы от реалий и похвалите их за умение мыслить самостоятельно.

-Познакомьтесь с друзьями ваших детей, узнайте, где они проводят время и чем им нравится заниматься.

-Подружитесь с родителями друзей ваших детей.

Источник: Методическое пособие «Организация антинаркотической профилактической работы с несовершеннолетними»

педагог-психолог: Рудницкая С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.