Полезные советы в воспитании ребенка

Речь пойдет о дисциплине и ослушании. Ведь существуют правила, которые дети должны соблюдать и выполнять беспрекословно! Существуют очень простые секреты, которые могут показаться родителям неожиданными.

Секрет 1: Детям нужны правила поведения и привычный порядок, они ждут их и хотят выполнить!

Вспомните, с каким вниманием и любопытством дети слушают хорошо знакомые им сказки. Удивляет, что детские книжки и сказки не надоедают ребенку. Он готов слушать их снова и снова, хотя уже знает наизусть. Если пропустить какую-то часть в тексте – сразу последует вопрос: «Нет, здесь было не так, в теремок придут еще другие зверюшки!» или «Нет, мама не спеши, у козы была длинная песенка, спой все!».

Наш маленький дошкольник чувствует себя более защищенным в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения.

Секрет 2: Правил не должно быть много и они должны быть гибкими.

Если мы придумаем для ребенка огромное количество правил и параграфов правильного поведения, он не сможет не только соблюдать все эти правила, но, прежде всего, ему не удастся запомнить: что, как, когда и где нужно делать. Поэтому, чтобы не перегнуть палку, лучше вводить правила в жизнь ребенка по мере его взросления и постепенно изменяя их или вводить новые.

Можно предложить родителям разбить все правила на три зоны: «можно», «решай сам» и «нельзя». Давайте разделим лист бумаги на три зоны и раскрасим эти зоны зеленой, желтой и красной, как сигналы светофора.

В зеленую зону поместите все, что ребенку разрешается делать по его собственному желанию. Например:

— с кем дружить в детском саду и во дворе;

— рисовать, клеить, вырезать что захочется;

— кого из ребят приглашать на свой день рождения.

— какие игрушки брать для игры, и в какую игру играть.

 А теперь обсудите с малышом, что бы он хотел делать сам, не спрашивая у вас разрешения. Попросите ребенка нарисовать в зеленой зоне, какие дела он может выполнять сам.

            Вторая часть листа – желтая. Желтый свет светофора – это сигнал «осторожно». В желтой зоне ребенок сам решает, как поступать, но соблюдает при этом некоторые правила. Например, можно:

— бегать по всему двору, но на улицу не ходить, чтобы мама тебя видела;

— купаться и нырять в речке, но недалеко от берега и рядом с папой или со старшим братом;

— ходить по лужам, но только в резиновых сапогах;

— сделать домик из стульев и одеял, но после игры обязательно все убрать.

Кроме того, в желтой зоне находятся те действия ребенка, которые допускаются в силу каких-то необычных, непривычных обстоятельств.

Например:

— папа приезжает из командировки поздним вечером, и вы разрешаете детям лечь немного позже, чтобы дождаться отца;

— ребенок чем-то напуган, и вы засыпаете вместе с ним, или сидите у его кровати, пока он не успокоится;

— можно не пойти в детский сад, если в гости приехала бабушка, которую малыш долго не видел.

Такие исключения из привычных правил бывают не так уж часто. Поэтому они только подтверждают правила. Не бойтесь подобных исключений, они не нарушат привычную для маленького человека дисциплину, потому что бывают редко и оправданы жизнью. Зато дети запомнят вашу готовность услышать их просьбу и пойти навстречу их желаниям. После подобных случаев дети еще больше стараются соблюдать правила и порядок в обычных жизненных ситуациях.

Предложите своему ребенку разрисовать желтую зону на его «карте» детских дел.

Наконец, в третьей, красной зоне, находятся те действия ребенка, которые вы запрещаете ему выполнять в любых условиях. Это строгое табу. При нарушении этих правил ребенок может причинить вред себе или другим.

Это «нельзя» действуют всегда, и исключений из этих правил никогда не бывает. Например, никогда нельзя:

— бросать песком или камнями в детей или взрослых;

— плеваться и обижать маленьких;

— переходить дорогу там, где нет светофора и пешеходного перехода;

-кататься на велосипеде по проезжей части;

— щипать. Кусаться, бить маму, бабушку или других людей;

— играть с огнем;

— трогать розетки, утюг или настольную лампу…

Нарисованная вместе с ребенком трехцветная карта станет для ребенка подсказкой: что можно делать всегда, что можно иногда, если взрослые разрешают, а чего нельзя делать никогда.

Эта трехцветная карта поможет нам, родителям, найти «золотую середину» между желанием разрешить – запретить, между готовностью понимать — но быть строгими, между гибкостью и непреклонностью в соблюдении правил поведения нашим дошкольником.

 

 

 

Источник: О. Шелопухо «Какой у вас ребенок?». Популярная психология для родителей.

Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.