Метод биологической обратной связи в логопедии и его эффективность в работе с дошкольниками

Кислород – это «нелекарственное чудо», и сегодня люди по всему миру начинают понимать, какой чудодейственной силой обладает этот элемент. Кислородная терапия стала популярной: кислородные бары, коктейли, кислородная косметика и т.д. Кислород, поступающий в организм в достаточном количестве, помогает справиться со многими проблемами – недостатком энергии, плохим здоровьем. Неумелое дыхание, наоборот, лишает организм жизненно необходимого кислорода и вызывает преждевременное старение, хроническую усталость, головные боли, понижение зрения, отставание в развитии таких психических процессов, как память, внимание, мышление и, что очень важно, – недоразвитие речевых навыков.
Сделать шаг навстречу здоровому образу жизни может помочь выработка навыка диафрагмально-релаксационного дыхания методом биологической обратной связи (БОС) по максимальной величине дыхательной аритмии сердца (ДАС-БОС). Правильное дыхание, обогащающее организм кислородом – ключ к здоровой жизни.
Какие же цели и задачи мы решаем, используя технологию БОС на логопедических занятиях в детском саду?
1-я цель – синхронизация дыхания и частоты сердечных сокращений (ЧСС) методом ДАС-БОС, приводящее к уменьшению ЧСС в фазу выдоха, увеличению длительности выдоха, налаживанию его плавности и ритмичности.
Задача: формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной ДАС как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма.
2-я цель – помощь в развитии таких высших психических функций, как мыслительные процессы, восприятие, концентрация внимания, увеличение объема памяти у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Задача: улучшение мозгового и периферического кровообращения.
3-я цель – коррекция синдрома гипервозбудимости.
            Задача: устранение избыточного, психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время речи.
            4-я цель – координация работы речеобразующего аппарата: дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе.
            Задача: налаживание речевого синергизма.
            При проведении коррекции речи сначала осуществляется работа по постановке диафрагмально-релаксационного дыхания с применением прибора БОС «Кардиосигнализатор». Последующие занятия выполняются на компьютерном комплексе, оснащенном специализированной программой «Cardio 2.1 Logo», с помощью которого осуществляется выработка новых речевых навыков на фоне диафрагмально-релаксационного дыхания. В фазу выдоха, под контролем приборов БОС, ребенок обучается новым навыкам артикуляции, голоса и речи.
В комплексе с методом ДАС-БОС используются и  другие виды лечебно-коррекционной работы:
– логоритмика (отработка мягкой голосоподачи гласных на выдохе, преодоление нарушений общей моторики);
– аутотренинг (снятие избыточного мышечного напряжения в области шеи, плеч, нижней челюсти, языка; обучение релаксации).
Кроме того, в нашем детском саду проводится ежедневная предварительная работа по освоению навыка диафрагмально-релаксационного дыхания: перед дневным сном с детьми проводятся тренировки по правильному дыханию: вдох – носом, выдох – ртом, медленно, что способствует быстрому засыпанию и глубокому сну. После такой подготовки выработка навыка диафрагмально-релаксационного дыхания на «Кардиосигнализаторе» сводится к минимуму: вместо обычных 5-6 сеансов бывает достаточно всего 1-2 сеансов.
Выработанный навык диафрагмально-релаксационного дыхания далее отрабатывается и закрепляется на компьютерном комплексе. Подготовленному воспитаннику достаточно 4-5 сеансов на этом этапе коррекции, после чего можно переходить к сеансам с речевой нагрузкой.
Никаких отрицательных результатов коррекции не было ни в одном случае. У всех детей наблюдается положительная динамика, а оздоровление организма в целом повышает потенциал развития новых речевых навыков. У детей формируется устойчивый навык диафрагмально-релаксационного дыхания и возможность применения его в повседневной жизни, снижается уровень речевой тревожности.
Таким образом, метод БОС имеет большую перспективу в логопедической работе и в целом способствует оздоровлению подрастающего поколения.

 

Источники:

Методическое пособие «Применение метода БОС в коррекции речевых нарушений»,

https://pouznaval.ru Статья «Влияние БОС на заикание и другие нарушения».

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.